«Законы физики и химии абсолютно одинаковы для всех городов, и я не вижу необходимости учить ростовских детей химии как-то иначе, чем казанских» -

 

Совладелец компании «Ю Маркетинг» Михаил Каптюг привез в Ростов естественнонаучный семейный досуг.

10 и 11 марта на базе Донской Государственной Публичной Библиотеки пройдут первые мероприятия проекта «Умный Ростов». О том, как из «научной елки» вырос успешный бизнес, N рассказал соорганизатор и совладелец бренда «Умная Москва» Михаил Каптюг.


 

О собеседнике.

 Михаил Каптюг, совладелец, исполнительный директор компании «Ю Маркетинг». Вместе с партнером Михаилом Келлером сделали карьеру и работали топ-менеджерами в Begin Group. В январе 2013 года Кнеллер и Каптюг зарегистрировали ООО «Ю Маркетинг» (50% долей у каждого). Выручка «Ю Маркетинг» в 2013 году, по данным СПАРК, составила 1,6 млн рублей, чистая прибыль — 562 000 рублей. В рамках проектов «Умная Москва», «Умнай Казань» и т.д. компания представлена в трех странах, 17 городах, где организует шоу по физике, химии, биологии, медицине и географии. Каждая программа имеет два варианта сложности: для детей 7–11 лет и 11–14 лет. Продолжительность — два часа (достаточно, чтобы каждый ребенок поучаствовал в 20 научных опытах), максимальное число участников — 60.


 

N: - Формат образовательных вечеринок, научных шоу и всевозможных лекций сейчас очень популярен. Чем ваш проект отличается от конкурентов?

М.К.: - Прежде всего, говорить о конкуренции рано, рынок дополнительных образовательных программ еще далек от насыщения, поэтому, по опыту других городов, мы не рассматриваем другие естественнонаучные проекты как конкурентов. Например, в Казани с компанией «Естественная наука», которая давно работает на местном рынке, мы ходили друг к другу на мероприятия, обменивались опытом. Если говорить главных отличиях, то я бы выделил два. Во-первых, у нас дети обязательно все опыты выполняют своими руками, а не просто смотрят, как это делает ведущий. Во-вторых, мы предлагаем семейные мероприятия, то есть организуем отдельную программу для родителей. На опыте «Научных елок», которые мы одни из первых начали проводить к новому 2014 году, стало ясно, что роль родителя традиционно заканчивается тем, чтобы привести ребенка. Дальше взрослые предоставлены сами себе и вынуждены скучать. Мы решили занять их на время ожидания с пользой – сначала просто показывали научно-популярный фильм, потом пробовали показывать опыты. Но самым удачным оказался нынешний формат - Сперва мы даем своеобразную «контрольную» - задаем вопросы о расхожих околонаучных мифах из повседневной жизни. За лучшие результаты положен приз. Затем следует лекция, в которой акценты расставлены на основе результатов «контрольной». Мы разработали свой формат, своеобразный научный стенд-ап, с юмором, с обратной связью. Даже не знаю, кому больше нравится – детям или родителям.

 

N: - Кто будет руководить ростовским филиалом? Какие потребуются вложения в Ростове и когда ожидается окупаемость?

М.К.: - Руководителем ростовского филиала станет Юлия Кобицкая - в прошлом управляющая ростовским "Циферблатом". Филиал является частью компании "Умные Города", соответственно все расходы и доходы идут через головную компанию.

Вложения в Ростове ожидаются в размере примерно 300 000 рублей, окупиться планируем за две программы, то есть за два месяца. В месяц будет одна программа, весной мы планируем продавать по 360 билетов на программу, с осени - увеличить поток. 

 

N: - Почему именно Ростов?

М.К.: - Это один из немногих городов-миллионников, где мы не представлены. Также этот город важен лично для меня - я тут прожил четыре года, закончил школу и первые два курса университета.

 

N: - Изначально вы развивали франшизу, но сейчас сделали упор на филиалы. Почему?

М.К.: - Если говорить об истории проекта, то сначала мы делали лекции для взрослых, потом циклы лекций, потом пришел черед фестивалей и уже нынешний формат интерактивных мероприятий. Мы начали развиваться очень быстро, начали с Москвы, затем правила хорошего тона требовали открыть филиал в Санкт-Петербурге. Это шаг дался нам довольно сложно, были проблемы с логистикой, с организацией. И мы на какое-то время приостановили экспансию. Потом к нам приехали будущие партнеры из Перми и попросили франшизу. Тогда о каких-то финансовых моментах мы не задумывались, нам в голову не приходило, что за пределами столиц проект будет востребован. Но формат оказался вполне востребован, а также оказался удобным для масштабирования. «Умная Москва» «расползлась» по 14 городам именно в формате франшизы. И только тогда мы подумали, что и сами готовы к открытию филиалов в других городах Я очень настороженно отношусь к бизнесам, которые развиваются исключительно по франшизе – если у вас такой клевый продукт, почему вы сами его не продаете? Мы поняли, что открытие филиалов может для нас быть выгоднее. В сентябре открыли филиал в Казани, и уже сейчас он приносит денег столько же, сколько четыре-пять франшизных городов. Поэтому сейчас мы стараемся соблюсти баланс между франшизой и собственными филиалами.

 

N: - Кто будет вести программы Ростове?

М.К.: - У нас очень высокие требования к лекторам и привлекательные гонорары. Так же, как в Казани, мы проведем отбор, кастинг. В Ростове будем искать изначально в ЮФУ среди студентов старших курсов. Например, В Казани на кастинг пришли около 80 человек, отобрали десять огонь-ребят, которые сейчас работают. Это отличная работа для преуспевающих студентов. С одной стороны, нам нужны люди увлеченные, погруженные в свою специальность, а мы им можем предложить достойные гонорары без отрыва от обучения. Столько денег – порядка восьми тысяч за два выходных дня - не думаю, что где-то студент 3-4 курса может заработать без ущерба учебе. Это адекватный заработок. У нас он еще и учится коммуникациям с детьми, формулировать и выражать мысли, организации мероприятий.

 

N: - В Москве речь шла о ВУЗовских профессиональных лекторах, в Ростове запланирован набор студентов. Это временная мера или все же упор сдвигается в пользу более "доступный кадров"?

М.К.: - Профессиональные лекторы у нас были задействованы на первом этапе развития проекта, когда мы организовывали лекции для взрослых. В рамках существующего формата во всех городах мы используем в качестве ведущих студентов и аспирантов ведущих ВУЗов. Это не мера по экономии - мы видим, что именно они обеспечивают высокое качество наших программ.

 

N: - Ростов имеет какую-то специфику, которую нужно учитывать?

М.К.: - При открытии Питерского и казанского филиалов, а также по опыту франшизных городов, мы поняли как это работает, и теперь у нас есть алгоритм, который дает результат. Адаптация программ под Ростов не требуется. Мы считаем, что законы физики и химии абсолютно одинаковы для всех городов и подстраивать проект нет необходимости. Конечно, есть нюансы, но они скорее лежат в области продвижения и маркетинга продукта. Я не вижу необходимости учить ростовских детей химии как то иначе, чем московских или казанских.

 

N: - Где будут проходит мероприятия?

М.К.: - Основной площадкой станет Публичная библиотека. Я не бывал там очень давно и когда пришел, был поражен положительными изменениями. Дальше и искать не стали. Это очень редкий пример того, как в государственном учреждении реализован гибкий подход к партнерству, они открыты к новому, к сотрудничеству. Место уже известное, со сформировавшейся аудиторией, дальнейшему расширению которой мы поспособствуем, прекрасные площади. В перспективе, возможно, мы будем рассматривать и другие площадки, я знаю, что они в регионе есть, но это позже.

 

N: - Для Ростова готовят отдельную программу?

М.К.: - Нет. Мы делаем программу, она идет в Москве, потом поочередно в филиалах и никогда не повторяется. Работу в Ростове мы начнем с нашей очень объемной программы «Великие научные открытия». Мы будем ставить детей в такие условия, чтобы они по той же схеме, что когда-то изобретали и ученые, пришли к открытиям, которые изменили мир. Лет 80-90 назад за такие открытия давали Нобелевскую премию. Дети будут синтезировать антибиотики, делать пластмассы, собирать двигатель внутреннего сгорания. Задача программы - показать как происходят открытия. Это кросс-платформенная программа, где вместе химия, физика, медицина, инженерия.

 

N: - По образованию Вы – химик. Как Вы попали в бизнес?

М.К.: - В 2008 году я закончил химфак МГУ и, как любой выпускник естественнонаучного направления, оказался на развилке. Можно было заниматься наукой в России со всеми вытекающими, можно было уехать. На тот момент моя специализация была востребована в Южной Корее и Японии, но Азия меня не привлекала. И я пошел работать в компанию, которая занималась маркетингом для учебных заведений. Проще говоря, рекламой. Там я познакомился с будущим партнером Михаилом Кнеллером. В какой-то момент поняли, что в рамках той компании мы «упёрлись в потолок» и решили сделать что-то свое. Сначала хотели делать интересные лекции для взрослых. Это очень популярное направление. У нас тоже был очень простой бизнес план – мы продаем 50 билетов по 300 рублей, пять тысяч платим за аренду, еще пять – лектору, минус затраты на рекламу, остальное делим поровну. Таким образом, мы с первой же лекции получили по тысяче рублей. В МГУ много прекрасных лекторов, которых кроме МГУ-шников никто не знает, они не выступают публично. Мой партнер окончил географический факультет и, соответственно, знал лекторов которые могли прекрасно рассказать про Бразилию, Англию, Францию… И сначала мы делали страноведческие лекции. Первая называлась «Розлив французской культуры по речным бассейнам». Лектор рассказывал чем бургундцы, к примеру, отличаются от гасконцев и почему все недолюбливают Париж. Сначала делали отдельные лекции, приходили и уходили совершенно разные люди. Мы подумали, что какие то темы востребованы и сделали циклы лекций, средний чек возрастал, например сразу четыре лекции по Италии, закреплялась постоянная аудитория, то есть, снижались затраты на рекламу. На этом этапе уже можно было рассматривать это как основной заработок. В какой-то момент мы решили сделать фестиваль «День Италии». Примерно распланировали – тут у нас лекции, тут оперный певец, тут дегустация кухни… Арендовали помещение, начали думать, где какая зона будет, и поняли, что нашей компетенции недостаточно. Да, мы уже умеем делать отличные мероприятия и мы бы точно делали очередной, одиннадцатый в Москве, фестиваль Италии очень хорошим, но он всё равно был бы просто ещё один фестивалем. В какой-то момент я в сердцах обронил: «Я не понимаю, как делать «День Италии», вот я – химик, был бы у нас «День химии», мне все было бы понятно». У меня действительно была возможность пойти на химфак, договорится с деканом на интересную лекцию, я прекрасно понимал, как сделать интересную и зрелищную программу. И мы решили проводить «День химии». Это было большим риском. Все наши темы до этого были гуманитарные, наша аудитория к ним привыкла, это был шаг на грани авантюризма. Но нам очень помогло само название. «День химии» - получилось очень привлекательным. Про нас написали множество СМИ. Такого, оказалось, раньше в Москве небыло. Мы всегда проводили мероприятия для взрослых, но на случай, если кто-то решит взять с собой детей, приготовили небольшую программу в детской зоне. На фестиваль пришли 300 человек, из них 90% - с детьми. Мы адаптировали программу буквально на ходу и в итоге всем очень понравилось. Мы поняли, что естественные науки люди готовы рассматривать через призму своих детей: «Я уже химию выучил, а детям важно». Буквально через два месяца делали на «День физики» к нам пришли уже больше тысячи человек. Так мы сделали вывод, что естественнонаучные мероприятия для детей интересны публике и на них можно зарабатывать. Под Новый год мы снова пошли на эксперимент и одними из первых предложили публике «Научную елку». Мы стали думать о возможном формате и, конечно, стали смотреть, что же детям нравилось больше всего не наших фестивалях. Пришли к выводу, что наиболее интересным было самостоятельное проведение опытов. Это стало нашим первым постулатом, которого придерживаемся по сей день. Делать опыты дети могут только в небольших группах – иначе не получится за всеми уследить. В итоге пришли к тому, что 12 оптимально. Дальше мы оценили продолжительность опытов в каждой лаборатории и пришли к формату «60 детей в 5 командах» Они делали разные опыты по химии и физике, объединённые новогодней тематикой. Например, окрашивание пламени отсылка к фейерверкам, искусственный снег и так далее. Потом мы стали думать, что делать с родителями. Родители на таких мероприятиях предоставлены сами себе, или сидят смотрят программу, которая им по сути не очень интересна. Мы поняли, что нужно разделить родителей и детей и для родителей нужна отдельная программа. Так мы заложили основу нашего формата. В итоге оказалось, что подход верен и сейчас выручка компании ежегодно растет в полтора-два раза, значит, мы идем в верном направлении.

 

N: - Какие дальнейшие планы у компании?

М.К.: - Мы уже представлены в Евросоюзе, сейчас отрабатываем организационные моменты, а в 2019 году хотим попробовать открыть филиалы в Центральной и Западной Европе. Из России можно везти не только лес и газ, но и образовательные технологии. Я не вижу причин, почему бы детям не ходить на наши занятия в Берлине или Нью-Йорке. Мы ездили, смотрели программы в музеях, он и востребованы, люди готовы платить по 15-20 евро за лекцию, и мы видим, что наши программы лучше. Да, в той же Германии очень хорошее среднее образование. Многое из того что мы показываем, может показать хороший учитель в обычной школе. Для нас это вызов, повод развиваться.

 

N: - В одном из интервью Вы говорили, что разумные люди инвестируют в свою пенсию, вкладываясь в образование детей. И ваша компания пример таких инвестиций?

М.К.: - Лет 30 назад знание было самоценно. За хорошим учебником шли по записи в «публичку». Сейчас знаний слишком много. В сети не просто книги, прекрасные курсы. Информации столько, что дети уже просто ничего не хотят. Но если замотивировать, зажечь – он сможет использовать огромный ресурс. Так же важно - как ребенка ни воспитывай, все равно похож на родителей. Если родителям интересна химия, то и ребенку интересно. Поэтому мы пытаемся увлечь родителей. Если ребенок в правильной информационной среде, то у него больше шансов в итоге получить лучшее образование. Мы не ставим задач довузовской подготовки, хотя в будущем планируем увеличивать именно образовательный компонент.

 

Беседовала Алиса Баранникова

Город N #5(1263)

 

 
Яндекс.Метрика